Кофе как торговый товар
Основа жизни 20 миллионов человек
Деятельность более 20 миллионов человек посвящена возделыванию, торговле и производству кофе. Оборот, связанный с кофе, занимает в статистике мировой торговли второе место после нефти, что свидетельствует о важной роли кофе в мировой экономике. Во всем мире в среднем в год собирается урожай, составляющий порядка 100 млн. мешков по 60 кг. Из этого только Южная Америка поставляет на мировой рынок почти половину:
Южная Америка 44 млн. мешков
Африка 22 млн. мешков
Центральная и Северная Америка 17 млн. мешков
Азия/Океания 12 млн. мешков
ВСЕГО 95 млн. мешков
От всего объема мирового производства, как правило, около 63 млн. мешков предназначается для экспорта. Остальное количество остается для внутреннего потребления в странах-производителях или складируется при перепроизводстве в специальных хранилищах.
Экспорт кофе для многочисленных стран третьего мира является одним из основных источников дохода.
Приблизительное количество кофейных деревьев
Страна-производитель |
Количество кофейных деревьев (в млн.шт.) |
Среднее производство зеленого кофе (в тыс. мешков по 60кг) |
Доля населения, занятая в выращивании кофе (%) |
Доля экспорта кофе от всего экспорта страны (%) |
Уганда |
266 |
2950 |
23 |
99 |
Бурунди |
58 |
513 |
68 |
68 |
Руанда |
42 |
625 |
63 |
52 |
Эфиопия |
1500 |
2800 |
23 |
60 |
Сан-Сальвадор |
263 |
2300 |
25 |
79 |
Колумбия |
3400 |
12000 |
15 |
66 |
Гаити |
150 |
530 |
18 |
15 |
Мадагаскар |
350 |
1100 |
31 |
27 |
Гватемала |
830 |
2700 |
30 |
50 |
Коста-Рика |
300 |
2300 |
22 |
29 |
Берег Слоновой Кости |
1135 |
4500 |
29 |
25 |
Никарагуа |
200 |
700 |
15 |
41 |
Танзания |
62 |
800 |
24 |
37 |
Гондурас |
135 |
1400 |
20 |
27 |
Кения |
112 |
1850 |
22 |
26 |
Камерун |
180 |
2200 |
18 |
24 |
Бразилия |
3400 |
29000 |
4 |
10 |
Международное соглашение о кофе
Стабильность цен на кофе находится в сильной зависимости от равновесия между спросом и предложением кофе. Это равновесие в прошлом часто нарушалось на международном рынке. Погодные влияния, неправильное планирование и ошибочные прогнозы неоднократно приводили к существенному скачку цен. Были и катастрофические ситуации. Например, мороз в июле 1975 уничтожил в Бразилии около 70% урожая и большую часть кофейных деревьев, и его последствия сказывались до конца 1976 в виде повышения мировых цен на кофе более чем на 500%. Учитывая большое влияние производства и торговли кофе на мировую экономику, с самого начала XX века предпринимались попытки с помощью международных соглашений достичь долгосрочного регулирования рынка.
Эту цель удалось осуществить только в 1962 году после продолжительных переговоров под эгидой ООН в составе UNCTAD (Конференция ООН по Торговле и Развитию) Международного Соглашения о Кофе, которое впоследствии подписали и ратифицировали основные страны-производители и потребители кофе. В течение года после подписания Соглашение неоднократно пересматривалось. Однако цели и концепция Соглашения тем не менее оставались неизменными. Соглашение должно способствовать регулированию мирового рынка кофе и стабилизации цен. Уровень мировых цен должен возмещать производителям кофе их затраты на производство, а для потребителей быть приемлемым. Оптимальные цены должны поддерживать высокий спрос на кофе и в то же время способствовать непрерывному совершенствованию технологии производства кофе. При расширении торговли кофе доходы развивающихся стран-экспортеров постепенно повышаются. Вместе с тем, правительства этих стран понимают необходимость перераспределения доходов от экспорта кофе на социальную и иные сферы экономики и пытаются проводить такие преобразоваия. Контроль за соблюдением Международного Соглашения о Кофе возложен на International Coffee Organization (ICO Международная организация по Кофе) со штаб-квартирой в Лондоне. С помощью системы экспортных квот ICO пытается регулировать соотношение спроса и предложения на мировом рынке. Использование экспортных квот, определенных для отдельных стран-производителей, контролируется с помощью сертификатов о происхождении.
Международная торговля кофе
Продажа кофе производится чаще всего на условиях FOB (free on board) морем из портов отправки, или CIF (cost, insurance and freight) из портов назначения. Нью-Йорк, как и прежде, является мировой торговой столицей кофе. Но, тем не менее, большие запасы хранятся в европейских портовых городах Роттердам, Амстердам, Гамбург, Бремен, Лондон и Триест. Две важнейшие и крупнейшие кофейные биржи находятся в Нью-Йорке и Лондоне. В Нью-Йорке на торги выставляется преимущественно центрально- и южноамериканская арабика; за единицу веса принимается фунт (lb) (1 фунт = 454 г).
В Лондоне выставляется в основном африканский кофе (робуста). В качестве денежной единицы используется английский фунт стерлингов, за единицу веса принимается тонна, размещение — склады в Лондоне.
Импорт и потребление кофе в Швейцарии
Ежегодный импорт зеленого кофе в Швейцарию достигает 62000 т, причем около 6000 т импортированного зеленого кофе в дальнейшем экспортируется на внешний рынок в виде обжаренных зерен, а также растворимого кофе.
Таким образом, внутреннее потребление кофе в Швейцарии составляет около 56000 т. Кофе импортируется прежде всего в сыром виде. В небольших количествах завозится кофе без кофеина, обжаренный кофе, а также растворимый кофе.
Импорт кофе в Швейцарию по странам и регионам распределяется следующим образом:
1 Центральная Америка 20000 т
2 Южная Америка (без Бразилии) 10000 т
3 Бразилия 14000 т
4 Западная Африка 6000 т
5 Восточная Африка 6000 т
6 Индия 2000 т
7 Индонезия 4000 т
Кофе принадлежит к жизненно важным продуктам питания и является, кроме того, фактором, в значительной степени влияющим на потребление молока. Экономические законы, функционирующие в Швейцарии, обязывают лицензировать импорт кофе. Право на импорт кофе имеется только у фирм, располагающих складскими помещениями. Швейцарское законодательство о продуктах питания содержит специальные положения о минимальных требованиях к качеству сырого кофе, разрешенного для импортирования. Большая часть кофе импортируется в Швейцарию по Рейну из Роттердама в Базель.
Смешивание сортов зеленого кофе
Важными составляющими хорошего кофе является, наряду с качеством зерен, прежде всего также грамотный подбор разных сортов для смеси (букета). Каждый производитель кофе стремится создавать и продвигать на рынок собственные кофейные букеты. Для этого используется преимущественно центрально- и южноамериканская арабика, смешиваемая с африканскими или индийскими сортами кофе. Кроме того, в Швейцарии в небольших количествах производитятся кофейные смеси из дешевых сортов робусты. При составлении букета учитывают, какие напитки на его основе будут готовиться, например: кофе с молоком, эспрессо и т.д. Составление кофейного букета — настоящее искусство.
Признанные мастера прекрасно «знают» запах и вкус каждого сорта и имеют многолетний опыт. Различные сорта кофе из разных стран хранятся в специальных емкостях и с помощью автоматов смешиваются непосредственно во время приготовления различных букетов. При этом процентное соотношение составляющих сортов выдерживается очень точно. Составленные букеты в дальнейшем поступают в обжарочную машину.
Обжарщик — одна из ключевых фигур
Кофе приобретет великолепный аромат, превосходный запах и характерный цвет уже на этапе обжарки, при соблюдении температурного режима от 200 до 250 С, при котором испаряются содержащиеся в зернах эфирные масла.
Обжарщик — очень важный специалист. От его профессионализма, внимания и аккуратности в значительной степени зависит качество обжарки и, как следствие, конечного продукта. Он периодически во время обжарки берет пробу кофе для контроля хода и степени обжаривания. Кроме того, он на глаз, а также с помощью специальных оптических приборов, контролирует состояние зерен и сравнивает с образцами конкретного букета. Все зерна должны быть равномерно прожарены. Обычно обжарочные машины жарят кофе от 12 до 15 минут. На крупных предприятиях процесс обжарки кофе еще более ускорен и автоматизирован, длительность обжарки (в зависимости от букета) может составлять от шести минут и управляется электроникой. При обжарке кофе теряет до шестой части веса, но увеличивается в объеме до 25%. После обжарки кофе, приобретающий темно-коричневый цвет, необходимо выгрузить из обжарочной машины и, по возможности, быстро охладить, иначе зерна будут продолжать «дожариваться» под действием своей собственной температуры.
Для дегустации свежеобжаренного кофе нужны специалисты с особым, обостренным обонянием и вкусом, которые предварительно проходят специальную подготовку. Ежедневно проводящиеся дегустации позволяют поддерживать специалистов «в форме». Дегустаторы кофе, контролирующие его качество, знают, например, что гурманы в немецкоязычной Швейцарии предпочитают среднюю обжарку. А, например, франкоязычная Швейцария, предпочитает более темный кофе, т.е. кофе более сильной обжарки. Особенно сильно-обжаренный кофе любят жители Тесина.
Кофе без кофеина
Каждое кофейное зерно содержит кофеин. Содержание кофеина в арабике составляет 1-1,5%, в робусте — 2-2,5%. Люди по-разному реагируют на кофеин. Некоторым людям он противопоказан, у кого-то его потребление изредка приводит к негативным последствиям. А кто-то предпочитает воздерживаться от кофе на ночь. Чтобы всем этим гурманам предоставить возможность наслаждаться великолепным ароматом и вкусом кофе в любое время, многие производители имеют в своем ассортименте кофе без кофеина. Для его получения зерна проходят специальную дополнительную обработку. С этой целью зеленые, необжаренные зерна кофе обрабатываются паром в стальных баночках для того, чтобы сначала они разбухли. Далее производители используют современные, совершенно безвредные технологии извлечения кофеина естественным путем, после которой зерна кофе уже без кофеина тщательно сушатся и либо обжариваются, либо используются для приготовления растворимого кофе. После этапа удаления кофеина считается допустимым содержание кофеина в пределах 0,1%.
Однако, на практике содержание кофеина значительно ниже этого значения. Процесс удаления кофеина приводит к потере веса кофе примерно на 5%. Экстракт кофеина, удаленный из кофе, в дальнейшем находит применение в фармацевтической и химической промышленности.
Расфасовка кофе в вакуумные упаковки
Кофе обычно расфасовывается в зернах, для гурманов, не желающих тратить время на помол кофе, но предпочитающих натуральный кофе, на рынке предлагается молотый кофе, расфасованный в банки или упаковки с применением специальных вакуумных технологий. Кофе в таких упаковках можно хранить очень долго, однако при вскрытии упаковки кофе необходимо использовать достаточно быстро, так как аромат в упаковке долго не задерживается. Обжаренный кофе в зернах также может фасоваться в вакуумные упаковки.